Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

бунюэль луис

Энциклопедический словарь

БУНЮЭЛЬ Луис - БУНЮЭ́ЛЬ (Буньюэль) (Bunuel) Луис (22 февраля 1900, Каланда, пров. Нижний Арагон, Испания - 29 июля 1983, Мехико, Мексика), испанский кинорежиссер, сценарист, международно признанный лидер «авторского» направления в мировом киноискусстве.

Родился в многодетной семье состоятельного землевладельца. Воспитывался в иезуитском колледже в Сарагосе, где в пору отрочества испытал первые сомнения в истинности религиозного вероучения. Эти сомнения сменились решительным выбором в пользу атеизма в пору духовного формирования в студенческой резиденции университета в Мадриде (1917-24), где в нелегких поисках будущей профессии юноша сблизился с литераторами «поколения 1898 года» (Ф. Гарсиа Лоркой (см. ГАРСИА ЛОРКА Федерико), Р. Альберти (см. АЛЬБЕРТИ Рафаэль), Х. Гильеном (см. ГИЛЬЕН Хорхе) и др.). Существенным фактором в определении творческого лица будущего режиссера стал парижский период его жизни в середине 1920-х гг., где он познакомился с эстетической и общественной программой группы художников-сюрреалистов (А. Бретон (см. БРЕТОН Андре), С. Дали (см. ДАЛИ Сальвадор), М. Эрнст (см. ЭРНСТ Макс), И. Танги (см. ТАНГИ Ив)), лозунгом которых был скандальный разрыв с буржуазными условностями в нравственности и искусстве. Прокламируемая сюрреалистами «эстетика шока» нашла яркое выражение в совместном дебюте Бунюэля и Дали в немом кинематографе - в ставшей с годами хрестоматийной ленте «Андалузский пес» (1928), построенной по методу автоматического письма. Еще больший скандал вызвала премьера их следующего фильма «Золотой век» (1930), отмеченного предельным натурализмом зрительного ряда и «кощунственными» ассоциациями с творчеством маркиза де Сада, вызвавшими общественное замешательство. Фильм был запрещен к публичному показу на протяжении 50 лет. Аналогичная участь постигла снятый Бунюэлем уже в Испании документальный фильм «Лас Урдес. Земля без хлеба» (1932) об удручающей нищете этого крестьянского края. В годы Гражданской войны Бунюэль, решительно ставший на сторону республиканцев, активно пропагандирует национальную культуру за рубежом, участвует в создании антифашистских и антифранкистских лент (в частности, «Испанской земли», 1937, Й. Ивенса), работает во Франции, а с 1938 по 1946 - в США.

В 1946 Бунюэль возобновляет режиссерскую деятельность в Мексике; в 1949 принимает мексиканское гражданство. К началу 1960-х гг. он создает около 20 фильмов, работая по преимуществу в рамках канонических коммерческих жанров - мелодрамы, комедии, детектива, порою привнося в них гротескно-сатирическую тональность («Лестница на небо», 1952, приз Международного кинофестиваля в Канне (см. КАННСКИЙ КИНОФЕСТИВАЛЬ)) или, напротив, обостренно-трагедийную («Он», 1953). О беспощадности жесткого реализма раннего Бунюэля напоминает рисующий страшную участь подростков-беспризорников в Мехико фильм «Забытые» (1950, приз за режиссуру Международного кинофестиваля в Канне, 1951), о демократических симпатиях режиссера - создаваемые с участием Франции фильмы «Это называется зарей» (1955), «Смерть в этом саду» (1956), «Лихорадка приходит в Эль-Пао» (1959). Однако подлинная мощь бунюэлевского дарования раскрывается лишь в лентах, сочетающих беспощадную критику социальных основ современного буржуазного мироустройства с нелицеприятным видением евангельских заветов, например, в фильмах «Назарин» (1958, по роману Б. П. Гальдоса; специальная премия Международного кинофестиваля в Канне) и «Виридиана» (1961, «Золотая пальмовая ветвь» Международного кинофестиваля в Канне); последний, после долголетней разлуки снятый на родине автора, был тут же запрещен по обвинению в оскорблении религиозных ценностей. Отмеченные жесткой экспрессивностью образного решения и виртуозностью актерского исполнения, оба фильма свидетельствовали о несостоятельности попыток социальной утопии в перегороженном кастовыми и классовыми барьерами мире.

В 1960-е гг. библейская тема еще дважды звучит в кинематографе Бунюэля - в фильмах-притчах «Симеон-столпник» (1965, специальный приз Международного кинофестиваля в Венеции (см. ВЕНЕЦИАНСКИЙ КИНОФЕСТИВАЛЬ)) и «Млечный путь» (1970). Однако фокус гротескно-сатирического видения режиссера все больше смещается в сторону этико-психологических аспектов современного ему общества, пронизанного своекорыстием, лицемерием и расчетом. Разные, но в равной мере неутешительные варианты деградации личности в этом обществе предстают в «Дневнике горничной» (1964, по роману О. Мирбо), «Дневной красавице» (1967, по роману Ж. Кесселя, Гран При Международного кинофестиваля в Венеции) и «Тристане» (1970, по роману Б. П. Галдоса). А лелеемый со времен «Андалузского пса» и «Золотого века» сюрреалистический вызов унылой действительности вносит ноту озорного абсурда в симметрически выверенную фабулу «Ангела-истребителя» (1962, премия Международного кинофестиваля в Канне) и последних выдающихся картин Бунюэля «Скромное обаяние буржуазии» (1972, премия «Оскар (см. ОСКАР (в кино))», 1973), «Призрак свободы» (1974) и «Этот смутный объект желания» (1977, по роману П. Луиса).

Последние годы жизни мастер, удостоенный призов за вклад в мировое киноискусство на кинофестивалях в Сан-Себастьяне (1977), Москве (1979), Венеции (1982), провел в Мексике. На склоне лет, окончательно потеряв слух, а затем и зрение, он рассказал о своей жизни в книге мемуаров «Мой последний вздох» (1982).

Энциклопедия Кольера

БУНЮЭЛЬ Луис (Bunuel, Luis)

(1900-1983), один из крупнейших режиссеров в истории мирового кино. Родился 22 февраля 1900 в городе Каланда (Испания). В 1917 поступил в Мадридский университет. Его кинематографическая карьера началась в 1920-е годы. В 1925 приехал в Париж, где вскоре совместно с Дали снял фильмы Андалузский пес (Un Chien Andalou, 1928) и Золотой век (L'Age d'Or). С этими картинами в его творчестве утвердился образный мир сюрреалистических снов. В 1930-е годы, спасаясь от преследований фашистского режима, Буньюэль эмигрировал в США. В 1932-1947 он не поставил ни одной игровой полнометражной картины. Однако в 1947 с переездом в Мексику в творчестве Бунюэля начался новый этап. Международное признание пришло к нему после фильма Забытые (Los olvidados, 1950) - пронзительно-жестокого рассказа о молодежной преступности, снятого в манере итальянского неореализма. Кроме Андалузского пса и Забытых, к основным фильмам Бунюэля относятся Робинзон Крузо (Robinson Crusoe, 1952), Он (El, 1953), Преступная жизнь Арчибальдо де ла Круза (The Criminal Life of Archibaldo de la Cruz, 1955), Назарин (Nazarin, 1959), Виридиана (Viridiana, 1961), Ангел-истребитель (The Exterminating Angel, 1962), Дневник горничной (The Diary of a Chambermaid, 1964), Симеон-столпник (Simon of the Desert, 1965), Дневная красавица (Belle de Jour, 1966), Млечный путь (The Milky Way, 1969), Тристана (Tristana, 1970), Скромное обаяние буржуазии (The Discreet Charm of the Bourgeoisie, 1972) и Этот смутный объект желания (That Obscure Object of Desire, 1977). Умер Бунюэль в Мехико 20 июля 1983.

ЛИТЕРАТУРА

Божович В.И. Луис Бунюэль. - В кн.: Божович В.И. Современные западные кинорежиссеры. М., 1972 Бунюэль Л. Скромное обаяние буржуазии. М., 1975 Луис Бунюэль. (Сборник). М., 1979

Полезные сервисы